Пруссачество как идеальное созидание духа
Mar. 6th, 2012 10:49 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Историю пишут победители. Последние два века видимую победу празднует либеральный дух деградации. Россия переживает ныне затянувшийся кризис. Какой она выйдет из него и выйдет ли - неизвестно. Русскому человеку полезно посмотреть на опыт государственного строительства других народов. О Пруссии мы знаем мало и наши знания превратны - потому эти краткие извлечения здесь.
***************
Оригинал: Preußentum als idealistische Geisteshaltung: Zum 300. Geburtstag Friedrichs des Großen am 24. Januar 1712 (Отрывок)
К 300-летию со дня рождения Фридриха Великого (24 января 1712)
В 1947 г. Страны победительницы Декретом №46 прекратили существование Пруссии как государства. В Декрете говорилось: «Государство Пруссия, издавна являясь носителем милитаризма и реакции в Германии, в действительности уже не существует». Так была отмечена победа антигосударственных сил либерального капитализма и коммунизма над Пруссией как оплотом идеалов государственной мысли.
Почему так ненавидели Пруссию внутренние и внешние враги Германии? Потому что благодаря Пруссии стало возможно возрождение Германского Рейха, потому что Пруссия дала образцы и примеры государственного сознания и служения, которых не знал мир.
Публицист Райнхолд Вулле (1935): «Пруссачество стало образом и стилем жизни, формой выражения всего немецкого, пруссачество - это вечное состояние готовности, вечная жизнь в опасности. Это задание, которое никогда не кончается, которое возобновляется каждый день. Не успех исполненного дела в виде славы или наслаждений определяют жизнь, но чин и ранг. Награда за исполненный долг в повышении ранга, в повышении ответственности. Пруссак принимает работу как задание, а не как тягость. Все пруссаки – это солдаты. Как высоко значение государства, выраженное в этих словах. Все являются слугами государства, и король – первый из слуг. Этот народ составляет одно сообщество, одно единство, называемое «мы».»
Прусская обороноспособность
Эрнст Саломон в книге «Вопросник» утверждает: «Один взгляд на карту Пруссии во время Фридриха Вильгельма Первого открывает, почему именно здесь мысль о государстве, как абстрактном построении, вдруг приобретает центральное значение: мешанина из земель и народов простиралась через Север срединной Европы от Литвы до Рейна, разрозненно, разсыпанно, собранные воедино волей случая через династические рождения, браки, смерти. Никакая местность или край не имеет естественной ограды. Никакое племя не имеет цельной защиты. Государство простиралось в точности настолько, насколько живо было в груди каждого осознание государства.»
Ввиду крайнего разсеяния земель само существование Пруссии было постоянно под угрозой. Она была окружена: в направлении восток-запад Россией и Францией, в направлении север-юг Швецией и Австрией. В своём политическом завещании Фридрих Великий писал в 1752 г.: "Как вы видите, наше географическое положение сделало нас соседями великих европейских повелителей. И все они нам завистники нашей мощи, явные или скрытые."
Все эти соседи превосходили Пруссию по населению, территории, хозяйственному потенциалу. В таком положении только собранная воедино духовная энергия, чувство долга, солдатская самоотверженность могли сохранить страну. Насколько угрожающим было существовавние Пруссии показала семилетняя война (1756-1763), в которой Фридрих противостоял подавляющей коалиции из Австрии, Швеции, России и Франции.
Эрнст Саломон писал: «… Нет ни одного мгновения прусской истории, в котором правитель Пруссии не должен был заниматься государственным строительством и идеей государственности. Пруссия стояла каждый день перед требованиями жёсткой действительности. Задача была соразмерна угрозе. … Удивительное в том, что прусское чувство государственности не могло предложить отдельному пруссаку ничего другого, кроме как жесткие требования. Оно требовало от короля быть первым слугой государства; оно никогда не ценило намерения, но всегда результат, никогда не охраняла интересы и привилегии, но идеи и формы, не принимало в разчёт успех, но изполнение.»
Прусская этика государства
Старина Фриц (прозвище Фридриха Великого -НЧ) говорил о своей этике господства: "Вот в общих чертах обязанности, которые должен исполнять монарх. И дабы никогда от них не уклониться, он должен постоянно освежать в своей памяти, что он такой же человек, каков есть последний из его подданных. Его отличие лишь в том, что он первый слуга государства. Он должен действовать честно и безкорыстно, как если бы он был должен в любой момент держать отчёт о своём управлении перед своими гражданами. Он возьмёт на себя тяжёлую вину, если будет транжирить собранные налоги на роскошь и разпутство. Именно он, которому надлежит надзирать над добрыми нравами, каковые являются задними дверьми законов. Именно он, которому надлежит совершенствовать народное воспитание, а не развращать народ дурным примером."
И далее он предупреждал:"Каждый стремится собирать богатства. Чтобы ими овладеть не гнушаются преступными средствами. Коррупция ширится, повсюду пускает корни.Таланты, благонравные люди в небрежении. Свет почитает ублюдков Мидаса, которые ослепляют его безумным разточением денег и пышностью. Падение нравов, наглая свобода пороков, уничижение добродетели и тех, кто ею дорожит, личная корысть на месте общей пользы - таковы превозвестники разрушения государства и гибели империи."
Прусская любовь к отечеству
"Я люблю моё отечество всем сердцем и душой. Моим возпитанием, моим имуществом, моим существованием - всем я обязан ему. Было бы у меня тысяча жизней - все бы их с радостью пожертвовал отечеству, если бы тем мог сослужить службу или выразить свою благодарность ему."
Прусское чувство долга
Иоахим Фернау писал: "Распоряжения и указы летели от него, так что у чиновников голова шла кругом. Он видел всё, слышал всё и мнил, что и весь мир встаёт вместе с ним в четыре часа утра. Он задавал такой темп, что у заграницы перехватывало дыхание."
Сам Фридрих говорил: "Нет нужды, чтобы я жил. Нужда в том, чтобы я исполнял свой долг."
Прусская скромность
Негромкая служба на общее благо и благородная сдержанность - таковы дальнейшие черты пруссачества. Начальник генерального штаба Альфред фон Шлиффен отчеканил их в следующей формуле: "Побольше делать, поменьше высовываться. Больше быть, чем казаться."
"Прусская справедливость
"Известная формула Suum cuique („Jedem das Seine“, "Каждому своё") приписывается королю Фридриху I, деду Фридриха II. Эта формула выражает прусский принцип справедливости. Если коммунисты проводят принцип "Каждому одно и то же", либералы руководствуются девизом "Мне больше всего", каждый пруссак получал то, что он заслужил на службе общему благу.
****
Созидательная духовная роль Пруссии для всей Германии была поводом для уничтожения её как государства странами-победителями. Генерал-полковник Эберхард фон Макензен, будучи в заключении, сложил 13. марта 1947 такие строки:
Mögt Ihr den preußischen Staat zerschlagen, Preußen wird hoch aus den Trümmern ragen. Einer schon wollte uns Preußen stehlen, doch Preußen lebt zu tief in den Seelen: Preußen ist weder Volksstamm noch Rasse, Preußen ist Haltung und niemals Masse, Preußen ist Pflicht und Immanuel Kant, Preußen ist Treue zu Volk und Land, Dienen der Sache bis in den Tod, und Griff zu den Waffen, erst in der Not. | Рано о Пруссии петь помин - Пруссия встанет ещё из руин. Пруссию вам у нас не украсть - Пруссия – сердца нашего часть. Пруссия – это не племя, не раса, Пруссия – не безликая масса, Пруссия – это долг и работа, Пруссия – верность земле и народу, Общему делу верная служба, Если нужда – так с оружьем |